Вёшенская церковь и её прихожане. 18 век

Михаило-Архангельская церковь в станице Вёшенской и её прихожане


«Начало церковного строительства в Земле Войска Донского датируется концом XVII – началом XVIII вв. По мнению ряда дореволюционных донских историков и по косвенным данным источников, первые донские церковные здания в большинстве своём представляли собой деревянные часовни без алтарей. Зачастую в них совершались не только требы, но и богослужения, в том числе Литургия, на антиминсах, принесённых на Дон беглыми священниками, которые могли появиться в связи с запретом в центральных губерниях России служить вдовым священнослужителям»[1]. Об этом свидетельствует, в том числе, указ митрополита Воронежского и Черкасского Пахомия (Шпаковского) от 1715 г., изданный ещё до присоединения донских церквей к Воронежской епархии: «По всей реке Дону, где в казачьих приходах имеются часовни, прирубить к ним круглые алтари и трапезы»[2].
В книге В.Н. Королева «Старые Вешки» сказано: «Есть упоминание, что в 1688 году во всех донских городках были часовни; видимо, имелась часовня и в Вешках»[3].
В 1718 г. по указу Петра I церкви Земли Войска Донского, до этого времени лишь номинально входившие в юрисдикцию московского патриархата[4], были отнесены к Воронежской епархии. В 1718 г. Воронежский митрополит Пахомий (Шпаковский) разделил донские земли на 2 заказа (духовных правления): Черкасский и Хопёрский. В 1751 г. епископ Воронежский и Черкасский Феофилакт (Губанов) разделил Донскую часть епархии на 3 духовных правления: Черкасское, Усть-Медведицкое и Хопёрское. После ряда попыток воронежских епископов реорганизовать донские духовные правления, к концу XVIII в. на Дону осталось 2 духовных правления: Черкасское и Хопёрское[5].
В 1764 г. епископ Воронежский и Черкасский Тихон (Соколов) устроил ревизию донским церквам и духовенству. В крепости св. Дмитрия Ростовского, в Черкасске и Черкасском заказе ревизию проводил священник Алимпиев, в Хопёрском заказе – священник Баженов. По результатам проверки на Дону в 1764 г. было 106 храмов (без учёта храмов крепости св. Дмитрия, на месте которой был основан г. Ростов-на-Дону. Эти церкви входили в состав Екатеринославской епархии). Большинство из упоминавшихся в ревизии храмов было построено в конце XVII в.
Согласно спискам 1800-1801 гг., в этот период времени на Дону было 157 церквей. В Черкасском заказе числилось 99 церквей, в Хопёрском – 58 церквей, в том числе, в Вёшенской станице – Архангела Михаила ц., в Еланской станице – Николаевская ц., в Казанской станице – Архангела Михаила ц., в Мигулинской станице – Николаевская ц.
В справочнике А.В. Шадриной «Храмы Донской и Новочеркасской епархии. Конец XVII – 1920 г.» сказано, что в Вёшенской станице была сооружена церковь Архангела Михаила:
«Первое здание. О первой церкви станицы Вёшенской свидетельств не сохранилось. В 1740 г. деревянное здание церкви было перенесено из старого городка. После освящения каменной церкви, старое деревянное здание было продано в слободу Солонку Хопёрского округа.
Второе здание. В 1740 г. вместо старой деревянной начали строить каменную, с такой же колокольней и оградой церковь, в то же наименование, с приделом Св. Ап. Иоанна Богослова. Придел освящён 26 ноября 1780 г., главный престол 28 декабря 1786 г. Каменная, с такой же колокольней. Двухпрестольная:
1. Архистратига Михаила (главный).
2. Св. Ап. Иоанна Богослова (придельный внутри церкви, в трапезной»[6].
Из этого следует, что никаких сведений о первой церкви станицы Вёшенской и её прихожанах в истории не сохранилось.
Однако по книгам волгоградского историка В.А. Гусева «Присяги донских казаков, 1718 г.», «О происхождении донских казаков. XVII – XVIII вв.», «Служба донских казаков. XVII – XVIII вв.», «Сказочные казаки на Дону. XVIII век», «Поселение на Волге донских казаков. XVIII век», «Сыскные дела о донских казаках» на основании приведённых им архивных документов можно установить поимённый клировый штат церкви (поп, дьяк) и казаков, т.е. прихожан церкви станицы Вёшенской конца XVII в. – XVIII в.
В книге В.А. Гусева «Присяги донских казаков, 1718» публикуются документы из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА), относящиеся к историческому событию – присяги казаков Войска Донского на верность наследнику царевичу Петру Петровичу.
В частности, в документе «Крестоприводная книга войска Донского» указано количество казаков (не всё население) в 1718 г. в станице Вёшенской – 242, малолетних – 5. (Для сравнения: в Еланской – 84, малолетних – 7; в Мигулинской – 124, малолетних – 10; в Казанской – 152, малолетних – 0).
Большинство казаков упомянуты без прозвищ и фамилий (только имя и отчество, хотя по Мигулинской станице многие казаки упоминаются с прозвищами), т.к. по сложившейся письменной традиции в отношениях между Москвой и Доном конца XVI – начала XVIII вв. ни в царских грамотах, ни в войсковых отписках не было принято писать прозвища или фамилии атаманов и казаков.
Привожу выписки из документов1718 г. («Присяги Города Черкаского что на Дону и донских Козаков духовных и светских в верности Российского престола наследнику Царевичу Петру Петровичу», «Крестоприводная книга войска Донскаго на верность наследнику Всероссийскаго Престола Царевичу Петру Петровичу», «Присяги присланные с Царицына от брегадира Гавриила Кропотова донских казаков будучи их под командою ево 1718. Году о признаньи Г[осу]д[а]ря Царевича Петра Петровича») , в которых перечислены присягнувшие казаки станицы Вёшенской и «поп Моксим Федоров»:
«Сего ж 718-го июня в 16 де[нь] против клятвенного обещания по Дону Вешенской Станицы поп Моксим Федоров у присяги был Крест и Евангелие целовал и руку приложил»[7].
«Сего ж 718-го году июня в 5 де[нь] против клятвенного обещания по Дону Вешенской станицы Атаман Самойла Епифанов Стефан Родионов Терентей Иванов Григорей Алимов Михалай Иванов Иван Вадурин Иван Филипов Матвей Васильев Василей Ефимов Тимофей Бокав Трифон Родионов Исай Гаврилов Емельян Феоктистов Михайла Бондин Прокофей Михайла Лосяв Арефей Федоров Тит Минаев Антон Федотов Григорей Яковлев Фома Михайлов у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков тоя ж станицы: поп Моксим Феодоров по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
Тоя ж станицы казаки Мирон Иванов Василей Федоров Иван Никонов Иван Епифанов Григорей Юрьев Иван Марков Сава Тимофеев Никифор Карпов Ермол Лукьянов Сидор Иванов Семен Зыков Аким Семенов Семен Седой Порфен Понкратов Григорей Иванов Василей Григорьев Афонасей Никитин Тимофей Леонтьев Никита Попов Иван Лапта: у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков тоя ж станицы: поп Моксим Феодоров по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
Тоя ж станицы казаки Семен Никифоров Сергей Григорьев Григорей Семенов Колина Сидоров Антон Выспришкин Евсей Калудаев Сава Кательников Дементей Жарчихин Дорофей Сухарев Венедикт Камарев Трифон Григорьев Федор Марков Максим Меркулов Харитон Гуров Анисим Козьмин Иван Чекмарихин Михайла Требушихин Григорей Леден Александр Мельник: у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков тоя ж станицы: поп Моксим Феодоров по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
Тоя ж станицы казаки Роман Никитин Гордей Семенов Аким Мельник Максим Логвинов Сидор Тимофеев Козьма Сергеев Леонтей Гудочкин Андрон Крисанов Аврам Вощавай Семен Родионов Семен Билюрин Гаврила Ресцов Симон Бокав Никифор Софьин Яков Никифоров Сазон Матвеев Яков Капыл Максим Иванов Григорей Росказ: у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков тоя ж станицы: поп Моксим Феодоров по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
Тоя ж станицы казаки Яков Хахлач Харлам Никифоров Дмитрей Гусь Иван Губарь Родион Касачной Филип Старухин Матвей Кривопляс Федор Пастрелав
Малолетные Прокофей Иванов Дементей Лаврентьев Леонтей Ефимов Осип Агафонов Павел Савельев: у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков и малолетных тоя ж станицы: поп Моксим Феодоров по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
Тоя ж станицы казаки которые пошли в службу к Г[оспо]д[и]ну Брегадиру Кропотову Лукьян Карпов Максим Свиридонов Михала Васильев Фодей Шпынев Никифор Гордеев Петр Дмитрев Игнат Коледин Никита Леденев Ерофей Требушихин Мирон Зимовных Карней Юрьев Козьма Иванов Прокофей Никонов Кирей Миронов Хоритон Меркулов Игнат Федоров Тимофей Петров Назар Афонасьев Андрей Васильев Терентей Киреев: у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков Города Черкаского Черкаской станицы казак Лукьян Титов по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
Тоя ж станицы казаки Артем Петров Иван Журавль Василей Колмык Тимофей Пантелеев Григорей Тимофеев Яков Лазарев Прохор Данилов Влас Грошав Филимон Иванов Клим Мельников Лукьян Степанов Никита Ефимов Лукьян Семсков Семен Кузнецов Леонтей Резанов Иван Кривошлыков Кирей Трафимов Семен Кривошлыков Тимофеев Василей Зыков: у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков Города Черкаского Черкаской станицы казак Лукьян Титов по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
Тоя ж станицы казаки Максим Борисов Лукьян Коротков Борис Афанасьев Петр Пупкин Тимофей Мельников Клемен Коралев Андрей Белов Агап Абушников Кирей Леонтьев Василей Сухоруков Яков Трафимов Захар Сидоров Яков Лосев Авдей Сергеев Матвей Моргунов Савелей Обыденнов Иван Чернипивец Никифор Трафимов Купреян Резцов Василей Алалин: у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков Города Черкаского Черкаской станицы казак Лукьян Титов по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
Тоя ж станицы казаки Максим Кривой Емельян Семенов Михайла Мосеев Емельян Арехов Марка Казан Федот Арехов Василей Калундаев Гаврила Бочаров Сергей Ребров Митрофан Локтионов Серега Кружилин Клемен Бокав Семен Лазарев Никула Бокав Козьма Щербак Тимофей Софьин Говрила Самойлув Иван Акинтьев Авдей Росказов Наум Исаев: у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков Города Черкаского Черкаской станицы казак Лукьян Титов по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
Тоя ж станицы казаки Максим Чекомас Иван Тапилин Илья Рогапердов Сава Богатырь Игнат Шишкай Яков Долгой Пантелей Калинин Афанасей Кузнецов Прокофей Кузнецов Иван Лиховидов Леонтей Котельников Герасим Титов Свирид Коновал Дементей Пугачев Василей Лазарев Иван Федотов Никита Ермолов Фаддей Постовалов Ермол Афанасьев Евтей Земленухин: у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков Города Черкаского Черкаской станицы казак Лукьян Титов по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
Тоя ж станицы казаки Максим Девкин Михайло Кудряш Семен Ефремов Иван Карпов Иван Крисанов Степан Емельянов Елфим Жемерийкин Елистрат Ростовец Алим Емельянов Степан Синельников Василей Галицын Тихон Орлов Наум Даренин Михей Черницын Игнат Виноград Павел Кривонос Пантелей Боков Логвин Тапилин Максим Вислогузов Василей Лукьянов Иван Улитин Петр Хорошев Денис Гаршечник: у присяги были Крест и Евангелие целовали а вместо оных казаков Города Черкаского Черкаской станицы казак Лукьян Титов по их велению руку приложил понеже они грамоте не умеют
А выше писанные казаки которые посланы были к Г[оспо]д[и]ну Брегадиру Кропотову и оные казаки встретились в дороге в Ыловлинском юрту и приведены к присяге Г[оспо]д[и]ном Стольником Михайлою Евдокимовичем Трегубовым
Тоя ж станицы казаки которые пошли к войску в Черкаской на плотах Афонасей Гоголь Иван Ефремов Степан Кропаткин Прокофей Ребой Кирей Рыбник Дмитрей Дюков Иван Степанов Локтион Еремеев Сидор Ефремов Давыд Михайлов Петр Нехай Захар Зотьев Федор Залатарь Иван Огурчик Яков Андросов Федор Афанасьев Федор Ребров Терентей Ермолов Кандратей Кузнецов Осип Федоров Сергей Петров Леонтей Гнилопуз Иван Ребой Дмитрей Маслик Игнат Титов Василей Шыпцов Фетис Плотник Григорей Юра Самойла Жемерикин Аксен Игнатов Сафон Трофимов Борис Говорков
Тоя ж станицы Атаман Самойла Епифанов при присудствия Г[оспо]д[и]на Стольника Михайлы Евдокимовича Трегубова сказал что де окроме выше писанных казаков в розъезде и во утайки нет а вместо ево Атамана тоя ж станицы: поп Моксим Федоров по ево Атаманова велению руку приложил
Того ж числа при присяге вышепомянутому Атаману Самойле Епифанову дан печатный манифест»[8].
«Вешенской станицы Максим Иванов Василей Лукьянов»[9].
Дополнить список казаков Вёшенской станицы поможет жалоба царю войскового атамана Максима Фролова от 12 февраля 1717 г.: «как шел на девяти бударах с припасы маеор Иван Иванов, и в Вешенском нашем…городке и самовольством своим, безвинно бил казаков смертным боем, пятерых казаков, а имянно Григорья Алимова, Степана Ярина, Матвея Михайлова, Федора Алексеева, Селиверста Серика, и насильством велел у них каюки брать»[10].
В книге В.А. Гусева «О происхождении донских казаков. XVII – XVIII вв.» самым интересным материалом являются документы «Следствия о поселении при Царицынской линии из донских казаков». В этом документе 1733 г. из фондов РГВИА публикуются данные о происхождении и семьях казаков, записавшихся на линию, обвинения в долгах, преступлениях и подозрениях, а также указываются дьяконы Архангельской церкви Иоан Попов и Иван Осипов:
«Вешенской станицы:
Яков Софьин, уроженец;
Костентин Маргунов уроженец;
Дорофей Требушихин уроженец;
Антон Яковлев уроженец;
Артем Лукьянов уроженец;
Сергей Петров уроженец;
Гаврила Павлов уроженец;
Иван Карпов уроженец;
Максим Гуреев уроженец.
1733-го году февраля в 14 дня Вешенской станицы станищной атаман Никифор Никифоров и старшины Самойла Епифанов, Кузьма Сергеев, Микифор Карпов и всей станицы казаки посланному от Войска Донска старшине Федору Филатьеву сказали, что наше станицы казаков боле вышеописанного числа на поселение к Царицынской линии не имеетца, а о прочих, коих записавали на оную линию капитан Максимов и афицеры також записавшияся атаманы, мы про то неизвестны, в том и подписуемся. К сей сказке вместо станищнаго атамана Никифора Никифорова старшин и казаков той же станицы Архангельской ц[е]ркви диакон Иоан Попов по их прошению руку приложил»[11].
«1732-го году декобря 9-го Вешенской станицы станичной атаман Никифор Никифоров старшины и редовыя козаки при собрании станичного збору записавшихся на поселение к Цариценской линии козаков ведая какие имеются на них долги и грабительства и другие подозрения сказали:
Записавшияся козаки Сергей Петров, Антон Янин, Павел Зеновьев, Филип Чюдин, Михайла Требушихин, и оные Сергей Петров с прошлого 1731-го году козаку Иеву Тапилину должен денег шесть рублев алтын две деньги, которых и по сие время не плотит.
Записавшейся Антон Янин прошедшаго октября в последних числах с козачева с[ы]на Аксена Александрова грабительством снял с него шапку красною, да он же Янин козаку Федору Алексееву должен денег тридцать алтын четыре деньги.
Записавшейся козак Павел Зеновьев с прошлого 1731-го году козаку Исаю Дюкову должен д[е]н[е]г пять рублев восемь алтын две деньги, да он же Павел Зеновьев сего1732-го году в ыюне м[е]с[я]це воровски ис табуна взял лошедь мерена белова у вдовы козачьей женки Ульяны Ларионовой дочери Жемерикиной и родную дочь ея Марью Семионову бил смертным боем, да он же Павел Зеновьев должен козаку Семену Денисьеву с прошлого 1731-го году д[е]н[е]г два рубли шеснатцать алтын четыре деньги.
Записавшейся козак Филин Чюдин с прошлого 1729-го году козаку Василью Яковлеву должен денег шеснатцать алтын четыре деньги; записавшейся козак Михайла Требушихин в прошлом 1730-го году у козака Ивана Мокарова грабительством отнял свинью, которою противясь не отдает.
Да и при оных записавшихся имеютца в ведомстве их записавшия к той же лини[и] пришлые бурлаки з женами которыя сказываютца: Лукьян Трудов Зять малоросиец Острогожского полку, а пришел в нашу станицу с прошлого 1727-го году; Максим Петров сказывается Трех Остравской станицы, а пришел в нашу станицу с прошлого 1730-го году; а из вышепоказанных, про то мы станицею неизвестны; Максим Петров в прошлом 1731-м году у казака Ивана Чекмарева покрал четыре колеса, за которое ево воровство при собрании станичного збору публично наказан, которой должен вдове казачьей жене Анисьи Гавриловой дочери денег дватцать три алтына две деньги, которые и по сие время не плотит.
Да они ж записавшияся на поселения к Цариценской линии козаки Артем Лукьянов, Козьма Щербак, Максим Вихлянец, Антон Янин купят куфами вино и в станице нашей чюмачют, продают вино, и данному нашему кобаку в откупе умаляетца цена, а станице от того чинится немалой убыток, ис которых кобацких зборных денег мы станицею отправляем всякие войсковыя и станичныя нужды, от чево мы станицею приходим великое оскудение и бедность.
К сей скаски вместо станищного атаману Никифора Никифорова, старшин Самойлы Епифанова, Казьмы Сергеева, Никифора Карпова, Антона Григорьева, Василья Яковлева и казаков Иева Тапилина, Федора Алексеева, Исая Дюкова, Ивана Макарава, Семена Денисова, Ивана Чекмарева, казачьих жен вдов Ульяны Ларионовой, Анисьи Гавриловой и всей станицы редовых казаков той же станицы Архангельской ц[е]ркви диакон Иван Осипов по их прошению руку приложил»[12].
«1733 году марта 22-го дня по реке Дону Вишенской станицы жители атаман Мосей Григорьев сын Пугачев и старшины Самойла Епифанов, Исай Гаврилов, Емельян Фетисов сын Земляков, Захар Сидоров сын Боков, Никифор Карпов, Козьма Сергеев, Никифор Никифоров и всей той станицы казаки сказали под присягою по Святей Еванъельской заповеди самую сущую правду, которые у нас в Вишинской станице записавшияся для поселения на Царицынскую линию казаки, коих городов и чьи уроженцы, значит в сей скаске: Сергей Синельников оной уроженец на Дону в Донетцкой станице казачей сын, а жительство имеет в Вишенской станице с 713 году; Казьма Щербак оной уроженец в Белогородцком уезде при городку Болховца рейтарской сын, а на Дон сшел в малых летех, а ныне жительство имеет в Вишинской станице с 695 году; Максим Коротков оной уроженец на Сиверском Донце в Старой Айдарской станице казачей сын, а жительство имеет в Вишенской станице с 720 году; Яков Сохин оной уроженец в Вишенской станице казачий сын; Иван Черномордов оной уроженец польской нацы[и] местечка Лощеева, а вывезен с казаками в Малороссию годы Переяслав и жил в разных местах, а ныне жительство имеет в Вишенской станице с 727 году; Артемей Выпряшкин оной уроженец в Вишенской станице казачей сын; Гаврило Плотников оной уроженец в Вишенской станице казачей сын; Григорей Чудин оной умре в 732 году, сын ево Филип Чудин оной уроженец в Вишенской станице казачей сын; Костентин Моргунов оной уроженец в Вишенской станице казачей сын; Лукьян Иванов оной уроженец города Харькова хахлатцкой сын, а на Дон сшел в малых летех и жил в разных станицах, а ныне жительство имеет в Вишенской станице с 727 году; Павел Федоров оной уроженец в Донетцкой станице казачей сын, а жительство имеет в Вишенской станице с …; Авил Кузнецов оной уроженец в Вишенской станице казачей сын; Антон Яковлев оной уроженец в Вишенской станице казачей сын; Кирило Леденев оной уроженец в Вишенской станице казачей сын; Иван Синельников оной уроженец в Вишенской станице казачей сын; Ерофей Требухин оной уроженец на Дону в Решетовской станице казачей сын, а жительство имеет в Вишенской станице с 7..; Данило Коверин оной уроженец в Вишенской станице казачей сын; Максим Петров сын Швецов оной уроженец на Бузулуке в Мартыновской станице казачей сын и жил в разных станицах, а ныне жительство имеет в Вишенской станице с 730 году; а летах и жилища явствует в ымянной книге, а более у нас в Вишенской станице девятнатцати семей не имеетца, в чем и подписуемся, а ежели мы сказали ложно и за ложную нашу скаску по воинским правам достойны штрафу Ея Императорского Величества указу. К сей скаске вместо веше писанных атамана Масея Григорьева и старшин Самойла Апифанова, Исая Гаврилова, Емельяна Фетисова сын Земляков, Захар Сидарав сын Бокав, Никифар Карпов, Казьма Сергеев, Никифар Никифаров и всей станицы казаков по их велению той же станицы казак Казьма Тенав руку прилажил; а которыя показанныя бурлаками Лукьян Трухав, Максим Петров оне в именных книгах и в сей скаске лета и жилище их значат.
1733-го году марта 22 дня по реке Дону в Вишенской станице жители атаман Мосей Пугачов и старшины Самойла Епифанов, Исай Гаврилов, Емельян Фетисов сын Земляков, Захар Боков, Никифор Карпов, Кузьма Сергеев, Никифор Никифоров и всей той станицы казаки сказали под присягою по Еванъельской заповеди самую сущую правду, которые у нас в Вишинской станице записавшияся казаки на Царицынскую линею Сергей Синельников, Казьма Щербак, Максим Коротков, Яков Сохин купят они куфами вино и в станице нашей чумачат, продают вино, от котораго их продажи чинитца нашей станице немалый убыток в том, что н[а]ш станишной кабак данной на откуп против прежних лет за их чумачеством умаляетца н[а]шему кабаку в откупе цена от чего мы станицею приходим в великое оскудение и бедность, а из оных мы станицею мы кабатцких зборов денег отправляем всякие войсковые и станишныи нужды, в чем и подписуемся, а ежели сказали ложно,то повинны штрафу по указу. К сей скаске вместо вышеписанных атамана Масея Григорьева и старшин Самойлы Апифанова, Исая Гаврилова, Емельяна Фетисова сына Землекова, Захара Сидорава сына Бокава, Микифара Карпова и всей станицы казаков по их велению той же станицы казак Кузьма Антов руку приложил.
1733 году марта 22 дня по реке Дону Вишенской станицы записавшияся на Царицынскую линею казаки Сергей Петров сын Синельников, Казьма Щербак, Максим Коротков, Яков Сохин с товарищи сказали под присягою самую сущую правду, что мы в Вишенской станице имеем винную продажу по приказу войсковаго атамана Макара Никитича Персицкаго и за оную винную продажу даем мы плату в войско и на расход с сороковой куфы по рублю, а с малой по полтине в нашей войскоатамана Перситцкаго, в чем и подписуемся. К сей скаске вместо вышеописанных казаков Сергея, Козьмы Щербакова, Максима Короткова, Якова Сохина по их прошению записавшееся казак Степан Семенов руку приложил»[13].
В книге В.А. Гусева «Поселение на Волге донских казаков» также опубликованы материалы РГАДА, РГВИА, касающиеся поселения при Царицынской линии донских казаков.
Царицынская сторожевая линия между Царицыном и станицей Войска Донского Качалинской в виде насыпного вала, земляных крепостей и редутов между ними была сооружена в 1717 – 1720 гг. для укрепления юго-восточных границ России. К 1731 г. было принято решение заменить ежегодные пятисотные команды донских казаков, содержащих Царицынскую линию, поселением казаков на постоянное жительство. Всего записалось 1057 семей донских казаков.
Привожу выписки из документов, касающихся станицы Вёшенской.
«В Правительствующий Сенат Доношение № 2358 По полученным з Дону от послонных для записки к Царицынской линии козаков афицеров репортом по силе послонного списка коликое число вновь октября по 15 число к Царицынской линии записалось козаков тому прежде послонному в сообщение при сем подносим списак; Алексей Тораканов Октября 20 дня 1731 году
Вешенской станицы
Яков Никифоров с[ы]н Софьин, у него с[ы]н Гаврила
Гаврила Козьмин с[ы]н Плотников
Костентин Игнатов с[ы]н Мурганов
Артемей Лукьянов с[ы]н Выпрежкин
Антон Яковлев
Иван Иванов с[ы]н Синельников
Дорофей Михайлов с[ы]н Требухин, у него с[ы]н Агап
Той же станицы Кирей Никитин с[ы]н Леденев
Той же станицы Григоре[й] Анфимов с[ы]н Чюда, у него с[ы]н Филип
Той же станицы Иван Михайлов с[ы]н Чернамордов, у него с[ы]н Максим
Той же станицы Максим Гурьев с[ы]н Вифлянец, у него с[ы]н Иван
Той же станицы Козьма Андреев с[ы]н Щербак, у него дети Илья, Иван
Той же станицы Авил Сергеев с[ы]н Бздилин
Той же станицы Данило Степанов с[ы]н Коверин, у него братья Исай, Андрей
Той же станицы Павел Васильев с[ы]н Черного
Той же станицы Максим Петров с[ы]н Выпряжкин, у него с[ы]н Клим»[14].

«Список имянной записавшимся к Царицынской линии донским казакам и малоросиянам апреля по «23» число 1732 году
Вешенской станицы
Сергей Петров с[ы]н Синельников, у него дети казаки Петр, Прохор да недоросль Никита 13 лет
Родион Дорофеев с[ы]н Дурин[15]
Лукьян Иванов с[ы]н Иванов»[16].

«1733 году апреля 1 в нис по реке Дану от Нижней Каргальской станицы и вверх до станицы Казанки о записавшихся из Донскаго Войска на поселение на Царицынскую линию охотою казаков в службу годных, и которые к службе не способны за старостию и болезьми, и умершим имянной реэстр, о женах их и детях исчисление перечнем, а кто имянны, значит под сим:
Вишенской станицы
Сергей Синельников
Сын у него казак Петр Сергеев
Казьма Щербак
Максим Коротков
Яков Сахин
Иван Черномордов
Артемей Выпряшкин
Гаврило Плотников
Григорей Чудин
Сын у него Филип Григорьев
Костентин Моргунов
Лукьян Иванов
Ававил Кузнецов
Антон Яковлев
Кирило Леденев
Иван Синельников
Ерофей Требухин
Павел Федоров
Данило Каверин
Максим Швецов
Итого: 17 - годных к службе, 2 - к службе не способны за старостью и болезними, 18 – число женам их, 13 – число недорослям, 17 – число дочерей их, 2 – в том числе умерших казаков, 2 – в том числе вдовых и холостых»[17].
В книге В.А. Гусева «Сказочные казаки на Дону. XVIII век» из фондов РГВИА опубликованы именные списки сказочных, 1745-1753 гг. по станице Вёшенской:
«Филип Бачаров, Иван Иванов, Василей Антонов, Матвей Иванов, Степан Леонтьев, Родион Михайлов, Михайла Игнатов»[18].
«Иван Кожевников, Иван Иванов, Полуевкт Иванов, Филип Щербак»[19].

В книге В.А. Гусева «Служба донских казаков. XVIII век. Выпуск VI» из фондов РГВИА опубликованы списки отставленных от службы казаков в 1770 г. по станице Вёшенской
«Тимофей Сазонов, Иван Чюкарин, Михей Камарев, Михайла Жерков, Степан Захаров, Архип Зимовных, Егор Лосев, Егор Кружилин, Лукьян Максаев, Михайла Капылов, Раман Благуродов, Анисим Мельников, Павел Маркин, Иван Калинин, Ларион Горбачев, Алексей Боков, Евстрат Паниекин, Василей Калинин, Прохор Жарков, Сергей Кательников, Марка Калмыков, Максим Белов, Михайла Юрьев, Нестер Тимофеев, Сидор Чернозубов, Куприян Казин, Григорей Максаев, Никита Рагачев, Иван Фетисов, Лукьян Тапилин, Радин Гарбачов, Варлам Евсеев, Дарафей Лосев, Анисим Светашов, Иван Наклепяпкин, Мирон Шпынев, Степан Синельников, Никита Турилин, Иван Лосев, Яков Никихворов, Петр Рыкачев, Иван Резанов, Федот Малакин, Архип Маргунов, Агафон Пугачев, Агафон Гудков, Иван Капылов, Марка Белов, Федор Калмыков, Парфен Максаев, Василей Симонов, Анисим Лиховидов, Андрей Чюкарин, Григорей Крамских, Иван Обиненнов, Павел Бочеров, Тимофей Андросов, Егор Кухтин, Евсей Шивцов, Ларион Кастурикин, Симион Никонов, Михайла Алимов, Степан Громов, Семен Андросов, Иван Казин, Клим Каргин, Лукьян Турилин, Петр Рычнев, Василей Казельников»[20].
В этих списках сообщаются возраст казаков, их происхождение, время вступления в службу, пребывание в делах и походах, умение читать и писать. Интересны причины отставки – в основном «за старостию, дряхлостию, и за крайним убожеством».
В книге В.А. Гусева «Служба донских казаков. XVIII век. Выпуск VII» из фондов РГВИА также опубликован список «отставленным в 1775-м году от службы казакам», в котором перечисляются казаки станицы Вёшенской:
«Савелей Юрьев, Казьма Крамсков, Алексей Патапов, Иван Паничкин, Василей Папчинков, Ефим Каргин, Иван Сухаруков, Никита Карпихин, Савелей Павлов, Сергей Мельников, Егор Белов, Иван Аксенов, Иван Кудинов, Исай Никанов, Антон Кружилин, Иван Агафонов, Пракофей Богомолов, Агей Милованов, Алимпий Данилов, Логин Харланов, Меркул Тапилин, Пракопей Климов, Агап Громов, Иван Вислогузов, Андрей Зубков, Илья Чукарин, Филип Михайлов, Патап Токин, Тимофей Демин, Фома Ресцов, Алексей Казин, Никита Кудинов, Игнат Лосев, Иван Акользин, Радион Коледин, Антамон Афонин, Наум Рыкачев, Михайла Бирюлин, Гаврила Комарев, Василей Харланов, Иван Колундаев, Антип Никанов, Осип Меркулов, Алексей Фаддеев, Гаврила Лосев, Василей Пахомов, Федот Масальников, Павел Щипцов, Иван Чванов, Егор Криваносов, Парамон Маркин, Петр Миронов, Иван Казин, Казьма Лосев, Иван Казин, Яков Накляпкин, Федор Калмыков, Пракофей Парасятников, Никита Зубков, Василей Тапилин, Степан Бирюлин, Петр Боков, Илья Дударев, Прохор Дударев, Андрей Богатырев»[21].

В книге С.И. Рябова «Верховое донское казачество» перечислены священники, проводившие богослужение в Михаило-Архангельской церкви:
«Афанасьев Михаил – конец XVIII века, Наумов Григорий - конец XVIII века, Филиппов Ефим - конец XVIII века, Федоров Семен – с 25.02.1784 г. по конец XVIII века»[22].

Кроме казачьего населения на Дону в XVIII веке существовало так называемое неказачье население - мещане, крестьяне, купцы, солдаты, иностранные колонисты и пр. Наиболее значительным в это время был приток людей из Украины - «малороссиян». В марте 1763 года на Дону по распоряжению правительства была проведена перепись «вольным черкасам» (малороссиянам) – первая ревизия крестьянского населения Дона. Из 20 422 выявленных малороссиян мужского пола 8 626 человек примыкали к станицам, а 10 250 – к старшинам. Всех обнаруженных крестьян обложили податью в пользу государства – 70 копеек серебром (семигривенный оклад). Перепись проводила комиссия из 13 офицеров слободских полков.
Весной 1764 года Войсковое правление устроило проверку результатов переписи: «живущим в разных Войска Донскаго старшинским и казачьих хуторах малоросиянам с поверкою прибыли и убыли против переписи 763-го года, по которой оные малоросияне в силе имянного указа в подушной семигривенный оклад положены, и кто с каких мест, и давно ль сошли, и при хуторах в каких местах и урочищах в жительстве находятца, и о протчем»[23].
В книге В.А. Гусева «Перепись черкасам в Войске Донском» из фондов РГВИА опубликован документ «Опись учиненная Войска Донскаго старшиною Иваном Николаевым по Дону от Качалинской до Казанской станиц, при двух маностырях, и по разным речкам лежащим при оных хуторам, и живущим во оных в разных владельцов вольным черкасам, а кто они имяны, где жительство имеют значит под сим 1764 году июня 31 дня», в котором перечислены «вольные черкасы» Вёшенской станицы:
«Никита Григорьев Ганчар, Федар Антонов Бардолников, Петр Михайлов Ганчеренко, Иван Васильев Каплунов, Ефим Иванов Гришенко, Герасим Максимов Падусов, Яков Иванов Петриченко, Михайла Иванов Муров, Казьма Иванов Гугнивенко, Никифор Григорьев Пищенко, Иван Матвеев Ганчарев, Григорей Федаров Ганчаренко, Андрей Денисов Ткаченков, Гаврила Иванов Шевченко, Иван Григорьев Плотников, Иван Григорьев Усов, Николай Антонов Дехтяренко, Карней Иванов Калесников, Дементей Сергеев Серяниев, Антон Ильин Кулин, Петр Семенов Дубинин, Яков Иванов Шумитенко, Марко Гаврилов Колесниченко, Яков Яковлев Неварин, Леонтей Казьмин Порхомов, Андрей Яковлев Ратушной, Яков Максимов Кравченко, Михайла Иванов Терновский, Дмитрей Захаров Сабалев, Иван Васильев Василенко, Василей Наумов Ювченко, Сазон Григорьев Крыщенко, Матвей Андреев Андриенко, Григорей Иванов Ященко, Афанасей Яковлев Немцов, Иван Савельев Шевченко, Павел Алексеев Земченко, Лаврентей Григорьев Турченков, Данила Пракофьев Земцов, Еким Иванов Колесников, Петр Мартинов Кищенко, Иван Федарав Чумаков, Савелей Павлов Кочерга, Пракофей Иванов Ганчеров, Андрей Иванов Кухар, Василей Иванов Пупашенко, Петр Яковлев Руденко, Василей Матвеев Бурлака, Гаврила Иванов Заколодезный, Иван Никитин Чернов, Харитон Филипов Битюцкой, Кондрат Семенов Понамарев, Пракофей Андреев Плотников, Николай Никитин Славков, Павел Пракофьев Колесник, Самойла Федоров Гандаренка, Кандрат Федоров Запорозженко, Иван Тимофеев Бондаренко, Савва Иванов Говомченков, Павел Кирилов Белоненко, Парфен Степанов Цыкрызов, Иван Андреев Ткаченко, Кандратей Гаврилов Бельчанков, Федор Иванов Бобычев, Петр Федоров Швецов, Кондратей Федоров Косяков, Роман Марков Папков, Кондрат Яковлев Шыртюн, Казьма Андреев Чебанов, Яков Семенов Ткаченко, Андрей Степанов Бескорованенко, Павел Павлав Павленко, Иван Зеновьев Буголовенко, Григорей Андреев Дворников, Григорей Иванов Колодниченко, Гаврила Федоров Выпришкин, Раман Дмитриев Кузнецов, Евсей Семенов Семиненко, Лазарь Ильин Банкав, Иван Тимофеев Прокопенко, Савелей Дементьев Апосласенко, Павел Климов Колесников, Степан Иванов Белагонов, Яков Тихонов Шевченко, Иван Васильев Голиков, Павел Лазарев Толкачев, Яков Потапов Потапенко, Яков Яковлев Баня, Астап Михайлов Линимков, Анисим Акимов Хатенко, Федор Михайлов Прихочев, Гаврила Гаврилов Серинко, Иван Степанов Макаренко, Степан Дмитров Хренко, Михайла Яковлев Литвинов, Григорей Конанов Серещинко, Кирила мартинов Кухорев, Петр Миронов Катов, Барис Иванов Бутов, Карней Иванов Мирошенок, Никита Григорьев Бондарев, Иван Михайлов Мирошкин, Леонтей Васильев Мондрющенков, Филип Дементьев Хиярков, Иван Михеев Слободенко, Аврам Яковлев Школин, Алексей Мартинов Пашниковской, Иван Тимофеев Тимошенко, Кирей Яковлев Яковченко, Савва Григорьев Сколозубенко, Исай Васильев Бондаренко, Дементей Иванов Литвинко, Гаврила Антонов Требикин, Афанасей Семенов Коваль, Семен Иванов Кораблев, Филип Антонов Руденко,Ефим и Раман Никитины Мирошкины, Иван Петров Мерзликов, Степан Никитин Белоусов, Павел Федоров Макофченко, Иван Антипов Антипенко, Антон Игнатов Киселенко, Павел Семенов Меженко, Иван Алексеев Крицкив, Давыд Степанов Казьмина, Пракофей Авраменко, Иван Иванов Затегаело, Иван Тимофеев Ткачев»[24].
Большинство малороссиян Вёшенской станицы «по разным казакам с найма до сего времени жительствует», один «жительствует при станицы своим домом и довольствуетца ганчарною работою», двое «жительствуют при станицы своим домом и довольствуютца кузнечною работою», пятеро «жительствуют своим домом и состоят в числе озимейных, войсковыя и станищные тягости отправляют в равенстве с казаками», двое «по разным казакам жительствует в наемных домах, довольствуетца чеботарною работою», один «жительствует в оной станицы во дворе у казака Трафима Понамарева, женат на казачьей дочери Евдокеи», двое «по разным казакам до сего времени жительствуют по мельницам ас щетверной меры», один «привезен казаком Антипом Никоновым и жительствует у прописаннаго казака без наему».
Так как в XVIII в. для удовлетворения религиозных потребностей населения уже существовала Михаило-Архангельская церковь в Вёшенской, то вполне допустимо, что кто-то из малороссиян-крестьян мог выполнять свои требы в ней. А «священнослужители, кроме своих непосредственных функций, довольно инициативно исполняли в те времена и полицейско-административные обязанности. В частности, в целях борьбы с церковным расколом и политической смутой они должны были скрупулезно отмечать исполнение прихожанами исповеди, непременно штрафовать не исповедовавшихся, а также доносить на них. Приходскому священнику вменялось в обязанность: не допускать уклонения крестьян от переписи и способствовать розыску беглых крестьян. За сокрытие и утайку подобных сведений неизменно следовало жесткое наказание в виде лишения церковного сана и отправки на каторжные работы»[25].
Литература
1. Шадрина А.В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии: конец XVII века – 1920 г. Справочник. Ростов н/Д: Антей, 2014. С. 9
2. Сулин И. Краткое описание станиц Области Войска Донского // Донские епархиальные ведомости. 1894. 15 мая. № 10. С. 376
3. Королев В.Н. Старые Вешки: Повествование о казаках. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1991. С. 73
4. Кириллов А.А. Материалы, относящиеся к церковной жизни Донского казачества второй половины XVIII в. URL: http: //www.dspl.ru.
5. Маштафаров А.В. Донская и Новочеркасская епархия // Православная энциклопедия. URL:http://www.pravenc.ru/text/178954.html
6. Шадрина А.В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии: конец XVII века – 1920 г. Ростов н/Д: Антей, 2014. С. 88
7. Гусев В.А. Присяги донских казаков, 1718: материалы по истории и генеалогии казачества / Волгоград: Панорама, 2012. С. 36
8. Там же. С. 142-144
9. Там же. С. 182
10. Королев В.Н. Старые Вешки: Повествование о казаках. – Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1991. С. 104
11. Гусев В.А. О происхождении донских казаков: материалы по истории и генеалогии казачества / Выпуск II. Волгоград: Панорама, 2013. С. 55
12. Там же. С. 108-109
13. Там же. С. 211-212
14. Гусев В.А. Поселение на Волге донских казаков: материалы по истории и генеалогии казачества / Выпуск III. Волгоград: Панорама, 2013. С. 22
15. Там же. С. 35
16. Там же. С. 37
17. Там же. С. 72
18. Гусев В.А. Сказочные казаки на Дону: материалы по истории и генеалогии казачества / Выпуск IV. Волгоград: Панорама, 2014. С. 110
19. Там же. С. 154
20. Гусев В.А. Служба донских казаков: материалы по истории и генеалогии казачества / Выпуск VI. Волгоград: Панорама, 2015. С. 214
21. Гусев В.А. Служба донских казаков: материалы по истории и генеалогии казачества / Выпуск VII. Волгоград: Панорама, 2015. С. 227
22. Рябов С.И. Верховое донское казачество (Исторические сведения о станицах, хуторах и их жителях) / Волгоградское научное издательство, 2014. С. 123
23. Гусев В.А. Перепись черкасам в Войске Донском: материалы по истории и генеалогии казачества / Выпуск VIII. Волгоград: Панорама, 2016. С. 3
24. Гусев В.А. Перепись черкасам в Войске Донском: материалы по истории и генеалогии казачества / Выпуск IX. Волгоград: Панорама, 2016. С. 60-67
25. Ревин И.А. Социально-исторический статус неказачьего населения станиц войска Донского. (По материалам актов донских церквей 1763 – 1868 годов) / Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4. С. 15
https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-istoricheskiy-status-nekazachiego-naseleniya-stanits-voyska-donskogo-po-materialam-aktov-donskih-tserkvey-1763-1868-godov-1

                                                                                                                           ТАТЬЯНА МУТИЛИНА



02.05.2018 mutilina57 0
Добавить комментарий:



ТОП пользователей



mutilina57geubokovevgeniy_mogirkomissmiroshkashmatovasvetlana1987belmirsalimsasagennadinikonovLinuxsoidМеркуловская_СОШ