Гагарин на Дону

ГАГАРИН НА ДОНУ

В преддверии Дня космонавтики весь мир вспоминает легендарного Юрия Алексеевича Гагарина: 12 апреля 1961 года первый человек вышел в космос! В зените своей славы Ю.А. Гагарин в 1967 году прилетел на Дон для встречи с М.А. Шолоховым.

Вспоминает бывший главный редактор областной газеты «Комсомолец» А.И. Царев, входивший в состав встречающих и сопровождающих первопроходца Вселенной:

- В дни работы Клуба молодых писателей социалистических стран в Вёшенской 13 – 14 июня 1967 г. в гости к Шолохову прилетел Юрий Алексеевич Гагарин…

В Вёшках мы встречали его с группой ответственных партийных и комсомольских работников. Как сейчас помню, Гагарин сошёл с трапа самолёта ИЛ-14. Было жарко. Он – в тёмных очках. С портфелем в руках, в белой шведке.

Я взял его портфель (вы видите нас на фотографии), и мы пошли с ним по лётному полю к машине. Шолохов ждал Гагарина дома. Только сделали мы несколько шагов, как Гагарина окружили пионеры, ученики 3 – 4 классов. Юрий Алексеевич присел на корточки и стал их расспрашивать: «Как учитесь? Какие оценки получаете?». Он дарил им при этом значки. Рассказать о состоянии ребят – слов не найдётся: полный восторг!

Затем мы сели в машину и поехали в известный во всём мире дом великого писателя.

Молодые писатели собрались в официальном месте – просторном зале заседаний райкома партии. Многие из них никогда не видели Шолохова, ждали его с нетерпением. И всё же его появление показалось внезапным.

- Здравствуйте, дорогие гости! – сказал Михаил Александрович, окидывая собравшихся дружеским взглядом чуть прищуренных глаз.

Все встали и горячо захлопали. Шолохов поднял руку и сразу предложил:

- Народ вы молодой, быстрый на подъём. Вот я и думаю – как ни просторен этот зал, а всё-таки лучше отправиться с вами на лоно природы. Начать наш разговор среди степного приволья, где-нибудь на берегу Дона. Как вы думаете?

Ответил за всех Вадим Михайлович Кожевников:

- Ваше предложение, Михаил Александрович, ребята охотно принимают. Поэтому мы сейчас знакомиться не будем, а прямо без официальных представлений отправимся на Дон…

- Ну что ж! Тогда по коням! – заключил Шолохов, и все вышли на улицу, расселись по машинам.

Вереница автомобилей взяла курс на любимое место отдыха Шолохова. Между станицами Еланской и Букановской есть на Дону прекрасная песчаная коса. Углом из леса спускается сюда зелёная поляна, и машины направились прямо туда.

Во главе колонны мчался «газик». За рулём сидел первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Рядом с ним – Шолохов. Многие услышали, что перед тем, как отправиться, Шолохов шутливо сказал:

- Ну что, космонавт, поехали! Трогай! – И, рассмеявшись, добавил: - Посмотрим, куда нас Юрочка сейчас доставит, к какому причалу…

Гагарин ответил в тон Шолохова:

- С таким штурманом, как Вы, - к любому!

… «Газик» мчится по вёшенским раздольям. Мы следуем за ним. Вёшенская осталась далеко позади. Внезапно «газик» останавливается. Притормозили и другие машины. Михаил Александрович сошёл на обочину дороги, зашагал напрямик по полю.

Вся ватага двинулась вслед за ним. Можно понять ощущение молодых писателей: они идут по родной шолоховской земле и впереди – сам Шолохов! Остановились на поляне в прибрежном лесу. Разговор начал Шолохов:

- Мы встречаемся здесь в таком составе в первый, но не в последний раз. Будущее литературы находится в ваших руках – руках молодых. Поэтому я считаю очень важным искать новые формы общения с одарённой молодёжью, налаживать духовные контакты с ней.

Беседа шла в тёплой, непринуждённой обстановке… Выступают Олег Алексеев из Пскова, Юрий Куранов из Костромы, Акрам Айлисли из Азербайджана, Феликс Чуев из Москвы, Олжас Сулейменов из Казахстана, Валерий Мушкетик с Украины. В их словах – осознание важности долга молодого литератора, его тесной связи с жизнью, принципиальности и требовательности.

- Талант – это не только искренне, но и ответственно служить своему народу, быть готовым в любой момент защищать его интересы, - сказал Олжас Сулейменов.

Эта мысль была главной и в других выступлениях… Выступившие выразили глубокую благодарность Шолохову за сердечную заботу о молодом поколении литераторов.

Потом взгляд Шолохова обратился в сторону Гагарина.

- Хорошо бы послушать Юрия Алексеевича, - сказал он. – Что думает наш первый космонавт по этому вопросу?

- Я хочу сказать как рядовой читатель, - смущённо проговорил Гагарин, - своё мнение о романе «Тихий Дон» и других произведениях Михаила Александровича. Читаешь – и всё ясно. Другие пишут, как высасывают из пальца, усложнено, без полёта, без цели. Они оставляют читателя равнодушным. Люблю книги, которые вызывают раздумья, ведут человека вперёд. Сейчас сама жизнь убыстряется…

- И он – первый виновник этого, - шутливо заметил Шолохов.

- Я не виновник, я – следствие, - так же с юмором ответил Гагарин и продолжал: - Я за творческую свежую мысль в литературе, за книги, которые помогают глубже разобраться в нашей сложной действительности. Чтоб они настраивали человека на лучшее. Везде – в поле, за станком, за письменным столом. За мысль, которая ведёт вперёд. Именно такие произведения у Михаила Александровича Шолохова.

Шолохов, соглашаясь с идеей «свежей мысли» в литературе, сказал, что ему понравилось выступление Гагарина. Он назвал его слова многозначительными…

В заключение Шолохов тепло поблагодарил молодёжь за встречу, за интересный и содержательный разговор…

Вечером 13 июня на вместительной вёшенской площади состоялся митинг. Площадь была заполнена до отказа, люди собрались со всех хуторов и станиц Верхнего Дона. М.А. Шолохов, выступая с приветственным словом, с любовью говорит о земляках:

- Вёшенская – самая читающая станица. Сегодня у нас – Гагарин и молодые писатели и

поэты. Если вы поэтам не будете хлопать, они не вдохновятся.

Выступили поэты – москвичи Лариса Васильева и Владимир Фирсов, казахский поэт Олжас Сулейменов, болгарский писатель Георгий Константинов, поэт из Пскова Олег Алексеев, первый секретарь ЦК комсомола Сергей Павлов.

Ученик Вёшенской средней школы Витя Митрохин приветствовал дорогих гостей и повязал Ю.А. Гагарину пионерский галстук.

Потом выступил Гагарин:

- Спасибо за встречу. Мы здесь по приглашению Михаила Александровича Шолохова, человека, которого знает и любит весь мир.

После этих слов Гагарин подробно отчитался перед народом о своей работе. Он рассказал об истории космонавтики, о её сегодняшнем дне, о тех задачах, которые стоят перед космонавтами. Его речь продолжалась около двух часов. Тогда я яснее понял, почему люди так любят Гагарина… Юрий Алексеевич любил простой народ, жил его интересами, служил ему. Он не мог ограничиться дежурными воспоминаниями, он всё делал обстоятельно, добросовестно, с высочайшей ответственностью. Люди всегда это чувствовали и платили ему огромной любовью. Таков был наш Юрий Гагарин…

Вспоминает Валерий Ганичев, председатель Союза писателей России:

- Утром вся группа полетела в Вёшенскую. Впереди на двух маленьких «чайках» летели Ю.А. Гагарин и бывший в то время первым секретарём ЦК комсомола С.П. Павлов, другие.

Самолёт с Гагариным делал невиданные на здешних линиях пируэты. Это Юрий Алексеевич, взяв управление, сделал несколько виражей и петель, проверяя «лётные качества» остальных пассажиров.

Многие из нас бывали на уютных сельских аэродромах – чуть утрамбованных полях или лугах…

Здесь, в Вёшенской, было такое же зелёное, поросшее травой, кое-где примятое колёсами поле. Пахло… сеном и полевыми цветами – скошенная трава лежала вдволь всего взлётного поля.

Вёшенские пионеры вручали гостям цветы, смотрели с любопытством, но без подобострастия – писателей да и других деятелей видели и помаститее.

Разместились в типичной районной гостинице без лишних удобств, но в центре станицы, напротив Дона. Это была встреча, которая надолго запомнилась всем её участникам – новому поколению молодых литераторов.

Да, та всем памятная встреча молодых писателей с Шолоховым приобрела свою значимость из-за присутствия Юрия Алексеевича Гагарина. Была проведена она с размахом, задором, весельем, серьёзными разговорами и удалыми песнями.

Юрий Алексеевич попросил показать станицу. Приехал тихий, задумчивый: готовился выступать вечером перед вёшенцами. Михаил Александрович шутками, добрым словом снял неестественную для космонавта скованность. На берегу Дона Юра (так мы его тогда звали) устроил форменную крутоверть. Затеял состязаться в прыжках, играл в волейбол, делал стойку на руках. А потом, весело гикнув, кинулся в Дон и быстро поплыл, увлекая за собой других…

«Ну, Юра, казак, - посмеивался Шолохов. – Ты мне писателей тут не загоняй…»

Вечером собрались на площади станицы. Вёшенцы шли на встречу с писателями, как на большой праздник. Девушки в модных современных юбках, в кофточках всех цветов. Пожилые женщины накинули на плечи цветные платки. Возможно, здесь были и те бабьи шалёвые платки, вынутые из обитых старинных сундуков, в которых щеголяли современницы Аксиньи. Крепкие парни с обветренными лицами занимали лучшие места. Ласточками вились в толпе мальчишки.

Старики, соблюдая какую-то им одним известную рядность, вытянулись шеренгой вдоль левой стороны площади. Несколько человек были в галифе, шерстяных носках и галошах. «Не для гостей же так оделись? Так, наверное, и ходят», - вслух размышлял Феликс Чуев.

…Солнце уже зашло. Око прожектора нацелилось на трибуну и высветило верхушки ближних деревьев. Михаил Александрович сделал шаг вперёд, стряхнул пепел с неизменной папиросы и ненапряжённо, с хрипотцой кашлянул в микрофон, устанавливая тишину, и обратился к собравшимся: «Вёшенцы! К нам приехал Юрий Гагарин и писатели. Дадим им слово».

Юрий Алексеевич подошёл к микрофону и начал рассказывать о подготовке к полёту, аппаратуре корабля, ощущениях космонавта…

Гагарина мне приходилось слушать много раз, но ни до, ни после не видел у него такого волнения, такой внутренней сосредоточенности, как здесь, в Вёшенской. Перед выступлением он советовался: рассказывать ли о предварительной подготовке, с чем сравнить перегрузки. А потом без всякой бумажки выступал почти час, говорил страстно, увлечённо, очень доступно. Вечер закончился чтением стихов.

Вспомнилось, как тогда, в июне 1967 года, провожал Шолохов успевшего за три дня полюбиться всем вёшенцам Юрия Алексеевича. Писатели, приехавшие на встречу с Шолоховым, оставались, Гагарина же самолёт уносил на празднование тридцатипятилетия Комсомольска-на-Амуре. Когда машина уже была в воздухе, Михаил Александрович, пожёвывая папиросу, снял шляпу, задумчиво помахал ею, и вдруг самолёт сделал немыслимый вираж, дал «отмашку» крыльями – мы поняли, что штурвал взял Гагарин. Шолохов покачал головой: «Ну, Юра…» И чувствовалось за этим и восхищение отвагой Гагарина, и тревога за него.

Эта тревога вспомнилась во время встречи у великого скульптора Сергея Конёнкова. Было ему 94 года, принимал он у себя в мастерской. В окружении его сказочных и окрылённых деревянных и мраморных скульптур он задал нам, как будто мы были в ответе, первый вопрос: «Почему не уберегли Гагарина? Он ведь национальное достояние. Его надо было в золотое кресло посадить и не пускать никуда».

Мы развели руками. А мудрый кудесник встряхнул головой и, противореча себе, сказал: «Да нет, его бы никто не удержал. Как только он взлетел, наш смоленский, - хитро прищурился старец, - я сразу сказал: он небожитель. Его Бог к себе заберёт! И он забрал!»

Да, ныне Гагарин уже на небесах, он наш вдохновитель и наш защитник. С ним России ничего не страшно.

 

 



27.04.2018 mutilina57 0
Добавить комментарий:



ТОП пользователей



mutilina57weknowhowppgeubokovevgeniy_mogirkomissmiroshkashmatovasvetlana1987belmirsalimsasagennadinikonovLinuxsoid